По одёжке сразу видно было

Народный костюм, фольклор
Фото: tulasmi.ru
В народных костюмах есть что-то волшебное, завораживающее, стабильное. Любому человеку очень важно знать свои истоки, корни – принадлежность к вековым традициям даёт ему ощущение защищённости и значимости. Так рассуждает киреевчанка Валентина Фетисова.

Русское детство

Разбирая доставшееся от мамы хозяйство, моя героиня нашла удивительные и уникальные вещи – русские народные костюмы . Разглядывая это богатство, Валентина Ивановна перенеслась в далёкое детство, которое у неё прошло в селе Делехово Горловского уезда Рязанской области. Закрыв глаза, Валентина Ивановна почувствовала душистый аромат свежевыпеченного хлеба, который её мама и бабушка пекли сами в огромной печке. Мысленным взором моя собеседница увидела бабушку Екатерину Терентьевну за ткацким станком. Она была большая мастерица ткать половики, которые так уютно украшали их избу. Вспомнила, как вместе с подружками наблюдали за женщинами, которые стирали бельё в холодном ручье, ловко орудуя специальным валиком. Но вернёмся к наследству Валентины Ивановны.

«Говорящая» одежда

От мамы Марии Григорьевны Бредовой, а ей в свою очередь от своей мамы Екатерины Терентьевны Кручининой, Валентине Фетисовой достались праздничный русский костюм и элементы повседневной национальной одежды. Праздничный наряд полностью выполнен вручную, из домотканых материалов. Вышитая хлопчатобумажная рубашка, юбка-понёва, красные занавеска и головной убор, состоящий из кички и платка, выглядят потрясающе роскошно. Первый раз Валентина Ивановна представила костюм, доставшийся в наследство, на историко-культурном фестивале «Дедославль-2017», который проходил в Киреевском районе летом. В старинном одеянии героиня этих строк очень походила на добрую и мудрую, чуть-чуть с лукавинкой, бабушку из русской народной сказки.

Из повседневной одежды из бабушкиного сундука Валентине Фетисовой также досталась понёва из грубой ткани.

– Ещё в начале 20 века по клеткам крестьянской понёвы можно было определить не только губернию, уезд, но и деревню, в которой жила женщина, – со знанием дела рассказывает Валентина Ивановна. – Например, на границе Рязанской и Тульской губерний фон понёвы был красным с пропущенными по нему белыми и чёрными нитями. На севере рязанщины носили тёмно-синие или чёрные понёвы с клетками из белых и цветных нитей.

Узор, цвет вышивки на понёве всегда указывали на достаток, количество детей хозяйки и даже её возраст. Посмотрел на одежду, и сразу понятно, что за человек перед тобой. Такова отличительная особенность русской народной одежды.

От гардероба бабушки остались и нарукавники. На белом полотне Екатерина Терентьевна, искусная рукодельница, вышила не только традиционный орнамент, но и свои имя, отчество, фамилию.

Всё это богатство Валентина Ивановна собирается оставить в наследство старшей внучке 27-летней Александре.

Русская кухня

Внучка Саша обожает блины, рецепт которых Валентине Ивановне тоже передали мама и бабушка. Способ их приготовления многих современных хозяек, привыкших готовить на скорую руку из полуфабрикатов, может привести в лёгкий шок. Приготовление настоящих русских блинов – дело хлопотное и долгое, но результат выше всяких похвал.

– С вечера я замешиваю тесто. В пятилитровую кастрюлю сыплю шесть пол-литровых банок муки, добавляю в равных пропорциях воду и молоко, эти компоненты беру на глазок, но тесто должно быть густым, также на глазок сыплю манку, половину чайной ложки соли, три с верхом столовых ложки сахара, две -подсолнечного масла, дрожи. Дрожи использую сухие, хватает полпачки. Ночью несколько раз встаю, проверяю, не «убежало» ли тесто. Утром добавляю большую щепотку соды, кипящее молоко, снова на глазок, а затем, в последнюю очередь, три-четыре яйца, – делится кулинарным рецептом Валентина Ивановна.

Блины по такому рецепту получаются очень пышными, есть их можно со сметаной, мёдом, вареньем.

– Сама я, конечно, так не делаю, но вспоминаю, что бабушка при приготовлении блинов добавляла также в муку пшено, которое перед этим толкла в деревянной ступе, – уточняет Валентина Фетисова. – То, что оставалось на дне ступы, смешивали с сахаром, молоком или водой и отдавали нам, детям. Для нас это в полуголодное послевоенное время было сказочным лакомством.

Кстати, в селе Делехово блины тогда редко пекли в будние дни, но в праздники они украшали стол в каждом доме.

Ещё одним праздничным блюдом в родном селе Валентины Ивановны был курник.

– На Руси этот пирог считался символом семейного достатка и благополучия. Курник готовился из пресного сдобного теста. Для начинки использовали куриное мясо, нарезанное кусочками, – рассказывает Валетина Фетисова.

Помнит Валентина Ивановна и ещё один «десерт» из своего детства.

– Из ржаной муки бабушка замешивало тесто, которое очень долго томилось в печке. Что ещё туда добавляла бабушка, я не знаю, но получалось изумительно вкусная выпечка, – вспоминает Валентина Ивановна.

Необыкновенно вкусным, особенно корочка, моей собеседнице казался и домашний хлеб. Его, как упоминалось выше, мама и бабушка Валентины Ивановны пекли сами.

– Хлеб в доме пёкся на неделю, а то и больше. Тесто замешивали в большой кадке, которая у нас называлась дежа. На огромную деревянную лопату клали капустные листья, у уже сверху выкладывали круглые, большие хлеба. И в печь, – добавляет Валентина Фетисова.

Сельские забавы

Но как бы ни тяжело и голодно было после войны, молодёжь на селе умела веселиться. И, как вспоминает Валентина Ивановна, в своих забавах следовала традициям своих предков.

По словам Валентины Фетисовой, после войны в их село приехал офицер, ранее служивший в Германии. Он и его жена первыми стали наряжать ёлку в своём доме и приглашали на праздник соседских детей. Чуть позже зелёную красавицу стали ставить и родители Валентины Ивановны.

– Накануне праздника отец на лыжах отправлялся в лес за ёлкой. Мы, дети, с нетерпением ожидали его возвращения, переживали за отца. Почему-то это всегда происходило в метель. Ёлку украшали игрушками и бусами, которые сами делали из бумаги, баранками, леденцами, – рассказывает Валентина Фетисова.

Молодёжь постарше в селе Делехово в новогодние и рождественские вечера собирались на посиделки. Девушки пели, плясали, вязали, плели кружева. Пили чай с блинами. А также пытались узнать свою судьбу.

Особой популярностью у делеховских невест пользовалось гадание с обувью «на сторону». Девушки поочерёдно бросали обувку (обязательно с левой ноги) на дорогу и по направлению носка обуви узнавали сторону, в какую выйдут замуж.

Из летних развлечений Валентине Фетисовой запомнилось катание яиц на Красную горку. Эта древняя обрядовая потеха особенно нравилась детворе Делехово, ведь особых развлечений тогда не существовало.

На Петров день в селе устанавливали качели из верёвок и досочек. От желающих посетить этот аттракцион не было отбоя. Верёвки раскачивали сильные парни, при этом шутки ради они «подстёгивали» любителя острых ощущений вожжами по ногам. Не больно, но ощутимо, визг стоял по всему селу.

Современные дни

Возвращаясь к теме рукоделия, нужно отметить, что Валентина Фетисова пошла по стопам своих бабушки и мамы. Она тоже любит рукодельничать. В молодости ходила в кружок кройки и шитья. Сейчас посещает клуб выходного дня «Любава» в Киреевском городском доме культуры, где спицами и крючком создаёт прелестные коврики, салфетки, забавных животных.

– В старые времена был такой обычай у русских людей: как заканчивались полевые работы, они коротали осенние и зимние вечера вместе, устраивали посиделки. Проводили время за любимым рукоделием: кто за прялкой сидел, кто узор на полотенце вышивал. Весело было! Песни пели, шутками перебрасывались. Вот у них и работа спорилась. Ни в коем случае нельзя допустить, чтобы этот обычай ушёл в прошлое. Ведь собираясь вместе за полезным и увлекательным занятием, общаясь «в живую», а не по интернету и сотовому, человек понимает, что он не один. Что он частичка великого народа с великой историей, – рассуждает Валентина Ивановна.

The following two tabs change content below.
  • Опубликовано
  • Последние публикации
  • Маяк (Киреевск) Общественно-политическая газета Киреевского района Тульской области. Главный редактор: Подмосковникова Наталья Юрьевна. Адрес: 301261, Тульская область, г. Киреевск, ул. Зелёная, д. 25. Телефон: 8 (48754) 6-10-13. Последние материалы: Маяк (Киреевск) ( смотреть всё )
  • По одёжке сразу видно было - 14.11.2017
  • Липковские дзюдоисты – призёры турнира в Свердловском - 13.11.2017
  • Один путь на двоих болоховчан Антошиных - 12.11.2017
  •  
    По теме
    Специальный корреспондент ГТРК «Тула» София Гафарова стала лауреатом Всероссийского конкурса журналистов «Имя ей -Женщина!» Учредителем и организатором творческого состязания стал Союз женщин и Союз журналистов России.
    Из Мариуполя вернулись 2 наших врача - Областная больница Из Мариуполя, которому активно помогает Тульская область, недавно вернулись 2 наших врача: врач-рентгенолог стационара Михаил Александрович Боев и врач-рентгенолог отдела лучевой диагностики КДЦ Аллана Геннадьевна Разумная.
    Областная больница
    3-сквер.jpg - Молодой коммунар О том, как изменится Тула в 2024 году, какие работы будут проведены в рамках иници ированного Президентом РФ национального проекта «Жильё и городская среда»,
    Молодой коммунар
    Разбитые экраны в подземном переходе: вандал из Тулы пойдет под суд - ИА Тульская пресса.Ru Фото: администрация Тулы В Туле будут судить вандала, разбившего экраны в переходе на улице Мосина Вандал, испортивший мультимедийные экраны в подземном переходе на улице Мосина, пойдет под суд.
    ИА Тульская пресса.Ru
    «Сказочная география» 0+ - Межпоселенческая библиотека Увлекательное библиопутешествие «Сказочная география» совершили юные читатели в Дубовской детской сельской библиотеке.
    Межпоселенческая библиотека