"Золотой орел" понесся к "Раю"

Главные призы на церемонии, которую все ассоциируют исключительно с Никитой Михалковым, получил Андрей Кончаловский
Денис КОРСАКОВ
Фото: www.tula.kp.ru
Главные призы на церемонии, которую все ассоциируют исключительно с Никитой Михалковым, получил Андрей Кончаловский Главные призы на церемонии, которую все ассоциируют исключительно с Никитой Михалковым, получил Андрей КончаловскийФото: Евгения ГУСЕВА

Лучшим фильмом на "Золотом орле" стал "Рай". Лучшим режиссером - Андрей Кончаловский, снова за "Рай". Лучшей актрисой - Юлия Высоцкая, обратно за "Рай". И, конечно, легко представить себе комментарии к этой заметке - "Опять Никита Михалков награждает своих!"

Ну да, Никита Михалков - бессменный патрон "Золотого орла", Кончаловский - его старший брат, а Высоцкая - невестка, в общем, такой фильм "Родня". Однако хотелось бы напомнить, что "Рай" совершенно объективно был самым достойным из фильмов, представленных на премию. В конце концов, он получил приз за режиссуру на Венецианском кинофестивале. И, хоть не вошел в пятерку номинантов на "Оскар" в категории "Лучший иноязычный фильм", все ж таки в декабре попал в шорт-лист, включавший девять картин. При этом и в Венеции, и в Лос-Анджелесе всем было наплевать, чей Кончаловский брат и какова у него выслуга лет: оценивалось только качество конкретной ленты.

К тому же и конкуренты у "Рая" были откровенно слабыми. "Коллектор" Алексея Красовского изначально страдал от безумного, отчаянно неправдоподобного сценария, который не смог вытянуть даже Константин Хабенский. "Дуэлянт" оказался неудачей замечательного во всех отношениях продюсера Александра Роднянского - он ради эксперимента решил доверить дорогой исторический блокбастер угрюмому артхаусному режиссеру Алексею Мизгиреву, который обошелся с жанром примерно как слесарь-интеллигент Полесов с воротами дома № 5 - разобрал, а собрать не смог. ("Дуэлянт", впрочем, все же получил заслуженные призы "за красоту" - за операторскую работу Максима Осадчего, а еще за работу художника по костюмам и художника-постановщика). Про "Экипаж" Николая Лебедева, коммерчески успешный, но в прочих отношениях бессмысленный римейк великого фильма Александра Митты, и говорить лишний раз не хочется. Самым адекватным из условных российских "блокбастеров" 2016 года мне представляется "Ледокол" Николая Хомерики - лично я был бы очень доволен, если бы премию за лучшую актерскую работу в роли второго плана получил Александр Паль (в одной душераздирающей сцене он рыдает как ребенок после того, как у него разбили гитару) - ну, или, как вариант, морской леопард, в не менее эффектном эпизоде прикидывающий, есть или не есть героя Петра Федорова.

Но серьезно, реальный претендент на звание лучшего российского фильма года был один: "Рай". Это не по блату, это правда так. Могли бы наградить "Ученика" Кирилла Серебренникова, но его антиклерикальный пафос явно не нашел и не мог найти у киноакадемиков понимания. А другие выдающиеся фильмы и вспомнить трудно (извините, но я, в отличие от большинства критиков, не считаю выдающимися хиты последнего "Кинотавра", "Хорошего мальчика" и "Зоологию"). Ну такой вот уж "Год российского кино" у нас вышел - пусть даже министр культуры Владимир Мединский в самом начале церемонии сообщил, что именно в 2016-м российские фильмы собрали в прокате какую-то рекордную кассу, и объявил, что за "годом российского кино" последует "эра российского кино".

Лучшим актером назвали Ивана Янковского за "Даму пик". Конкурентами его были Петр Федоров ("Дуэлянт") и Данила Козловский ("Экипаж"). Янковский со сцены произнес теплые и вполне справедливые слова в их адрес: "Ребята, вы очень хорошие, серьезные артисты". Театралы, регулярно посещающие спектакли Сергея Женовача, говорили мне, что и Иван Янковский проявляет в них себя как очень хороший, серьезный артист; жаль, что именно в "Даме пик", откровенно неудачном фильме Павла Лунгина, ничего этого не видно, и никакие премии за эту картину Иван нипочем бы не получил, если бы у него за плечами не стоял призрак великого деда.

Вообще же церемония была быстрой и гладкой, длилась всего два с половиной часа - это вообще неоспоримое преимущество "Золотого орла", например, перед "Никой", расползающейся часов на пять из-за накладок и всеобщего желания побольше поболтать. С другой стороны, и яркие фразы вспомнить трудно: разве что Сергей Гармаш, вручавший приз Юлии Высоцкой, посетовал, что не может говорить так же утонченно, как выступавший до него Игорь Верник - а Высоцкая, выйдя на сцену и сообщив, что приз был для нее полной неожиданностью (для нее одной, будем честны - весь зал как-то догадывался) сказала, что предпочитает как раз грубых и брутальных.

Приз за вклад в российский кинематограф получил из рук 71-летнего Никиты Михалкова 81-летний Василий Ливанов, его партнер по "Собаке Баскервилей", прекрасный актер и режиссер мультфильма про бременских музыкантов. Михалков вспомнил о тусовках, в которых когда-то, в конце 50-х или начале 60-х, участвовали его старший брат Андрей, а еще Андрей Тарковский, Геннадий Шпаликов и Ливанов - Михалкова, как самого младшего, тогда посылали таскать спрятанную родителями водку. ("Думал ли я тогда, что когда-нибудь буду вручать ему...") Ливанов же надел на "Золотого орла" все свои ордена. За день до этого он надел их и на встречу с Путиным, где произнес ставшую уже знаменитой речь ("Вы высказали свои мысли о том, что вам, может быть, и не стоит дальше продолжать деятельность президента. Знаете что, Владимир Владимирович, если вы когда-нибудь внимательно поднимете глаза к небу, то услышите голос: "Даже и не думай!") На "Золотом орле" Ливанов ничего о Путине не говорил - но сказал, что ордена нужно надевать при каждом удобном случае, "пока они не стали, как говорила Фаина Георгиевна Раневская, похоронными принадлежностями".

ДРУГИЕ ПОБЕДИТЕЛИ

Лучшая мужская роль второго плана: Сергей Шакуров ("Экипаж")

Лучшая женская роль второго плана: Елена Яковлева ("Самый лучший день")

Лучшая мужская роль на телевидении: Константин Лавроненко ("Клим")

Лучшая женская роль на телевидении: Ольга Погодина ("Маргарита Назарова")

Лучший сценарий: Юрий Арабов ("Монах и бес")

Лучший телефильм или мини-сериал (до 10 серий): "Клим"

Лучший сериал (больше 10 серий): "Тихий Дон"

Лучшие музыка, работа звукорежиссера, монтаж и визуальные эффекты: "Экипаж"

Лучшая работа художника по гриму и пластическим спецэффектам: "Дама пик"

Лучший неигровой фильм: "Кровавые бивни", режиссер Сергей Ястржембский

Лучший анимационный фильм: "Кот и мышь", режиссер Наталья Чернышова

Лучший короткометражный фильм: "Мама", режиссер Кирилл Плетнев

Лучший зарубежный фильм в российском прокате: "Выживший"

Материал отражает исключительно мнение автора, которое может не совпадать с позицией редакции.

Денис КОРСАКОВ колумнист, специальный корреспондент отдела культуры и светской хроники
 
По теме
11 мая 2024 г. в 15:00 театр танца «Детство» и старшая группа коллектива «City Dance» отметят 12-й творческий сезон отчетным концертом «Время быть первыми» в ДК «Мир» ОИЯИ .
31 марта в РДК «Химик» состоится показ спектакля основного состава Ефремовского Народного театра «Сувенир» - «Дуры» по пьесе Вадима Голованова.
Под Тулой столкнулись «Лада Калина» и Mitsubishi - ИА Тульская пресса.Ru Фото: группа по пропаганде УГИБДД по Тульской области Водитель Mitsubishi пострадал в ДТП с «Ладой Калиной» под Тулой 28 марта в 18:28 на 41-м километре дороги «Тула — Новомосковск» в Узловском районе произошло ДТП.
ИА Тульская пресса.Ru
поликлиника (5).jpg - Молодой коммунар Усадьба Мосоловых, Дом Баташёвых, Дом Толстого в Ясной Поляне —  на стенах поликлиники № 2 в Дубне теперь нарисованы виды этих  достопримечательностей региона.
Молодой коммунар
80 лет Тульскому ДНТ: родники талантов - Объединение центров развития культуры Народное самодеятельное творчество положило начало созданию целой сети культурно-просветительских и культурно-досуговых учреждений.
Объединение центров развития культуры
Жизнь замечательных туляков - Библиотечно-информационный комплекс В Тульской областной научной библиотеке прошла презентация книги «Владимир Ковалев.
Библиотечно-информационный комплекс
1-76zAqEUzNV0 - Управление культуры и туризма Каникулы для детей представляют возможность разрядить накопившееся напряжение, погрузиться в хобби и заняться чем-то новым.
Управление культуры и туризма