Гений романтической эпохи и, как назвал его К. Н. Батюшков, любимый живописец нашей публики Орест Адамович Кипренский (1782–1836) лишь раз и то недолго гостил в Тульской губернии, но именно с нашим краем связано одно из высочайших достижений не только самого художника, но и всей отечественной школы портретной живописи — «Портрет лейб-гусарского полковника Евграфа Владимировича Давыдова». Кстати, тульского помещика, который на этой земле родился и спустя сорок семь лет умер.
Решением Совета Императорской академии художеств от 27 февраля 1809 года адъюнкт-профессор И. П. Мартос был направлен в Москву для работы над памятником Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому на Красной площади. Вместе с именитым скульптором из Санкт-Петербурга выезжал и пенсионер Академии 27-летний Орест Кипренский, «коему, — отмечалось в протоколе, — быть во все время при нем, господине Мартосе».
Планировавшаяся на двадцать восемь дней командировка обернулась в итоге трехлетним пребыванием молодого художника в центре России. В Первопрестольной в короткое время Орест стал своим в доме отставного бригадира Василия Денисовича Давыдова на Пречистенке. И когда тот решил провести лето в загородном имении брата Владимира Аксиньино в Венёвском уезде Тульской губернии, то пригласил поехать с собой и Кипренского.
Братья Давыдовы, отрешенные от военной службы при Павле I, вели жизнь типичных московских бар, в теплое время года блаженствуя на природе в имениях, а в холодное — переселяясь со всеми домочадцами в древнюю столицу, посещая здесь салоны и домашние театры, устраивая собственные приемы. Представители этой блестящей дворянской фамилии привыкли всего добиваться не с помощью протекции и покровительства, а исключительно своими трудами и личными заслугами. И все-таки видное положение семьи дало возможность молодым Давыдовым — Евграфу, Денису и Евдокиму — служить в самых привилегированных военных частях — гвардии. В те весну и лето 1809-го они ненадолго заезжали в Аксиньино.
Именно в этом имении впервые в полную силу раскрылся талант Кипренского как виртуозного мастера карандашного портрета. Написанные там графические листы изображают Василия Денисовича Давыдова, Алексея Владимировича Давыдова (сына владельца Аксиньино) и мать с ребенком (возможно, супругу гусарского офицера Прейса, который служил под началом Евграфа Давыдова). Эти три портрета образуют своеобразный триптих, посвященный домашнему помещичьему быту, и вполне соответствуют характеристике, которую дал ему всё тот же Константин Батюшков: «Блажен стократ, кто с сельскими богами, спокойный домосед, земной вкушает рай...» Кипренский с подлинным блеском передает облик моделей, окружающий их предметный мир, но при этом очень тонко раскрывает перед зрителем душевную книгу каждого изображенного, превращая обычный лист из семейного альбома в своего рода исповедальный портрет.
С пребыванием в Аксиньино самым непосредственным образом связано и создание портрета, который стал эталоном героического образа воина-патриота, участника Отечественной войны 1812-го, хотя в то время, как писал А. С. Пушкин, «гроза двенадцатого года ещё спала. Ещё Наполеон не испытал великого народа — ещё грозил и колебался он». И тем не менее всё в этом парадном портрете-картине, изображающем почти в рост лейб-гусарского полковника Евграфа Владимировича Давыдова (племянника хозяина тульского имения), пронизано предчувствием надвигающихся событий и одновременно, как отмечал кандидат искусствоведческих наук В. М. Зименко, «исполнено ощущения могучих юных сил, способных преодолеть любые испытания. Поза молодого гусарского офицера, спокойная и изящная, говорит об отдыхе, но в ней нет никакой расслабленности: отдых краток. Он сам мыслью своей еще там, на полях сражений, в кругу боевых друзей. Ему свойственны порывы благородного честолюбия, он овеян романтикой лихих битв. Но его облику свойственны в то же время черты подлинной внутренней интеллигентности... Этот человек никогда не превратится в жестокий и ограниченный военный механизм».
Более ста с лишним лет считалось, что на портрете кисти Кипренского изображен знаменитый кузен Евграфа Владимировича — поэт и герой Отечественной войны 1812 года, один из организаторов партизанского движения Денис Васильевич Давыдов (сын Василия Денисовича и племянник владельца Аксиньино). Но в 1944 году доктор искусствоведения, более тридцати пяти лет проработавшая в Государственной Третьяковской галерее, Э. Н. Ацаркина обнаружила «Реестр картин», приложенный к письму, которое Орест Адамович отправил из Неаполя Николаю I. Художник просил императора купить у него несколько полотен, в том числе, как значилось в реестре под номером два, «Портрет Ев. В. Давыдова, в лейб-гусарском мундире, почти в целый рост картина. Писана в 1809 году в Москве». Искусствовед предположила, что Кипренский написал младшего брата Дениса Евдокима, но вскоре ее версия была опровергнута: Евдоким был кавалергардом и никак не мог носить гусарский ментик. Зато в лейб-гусарах в 1809 году служил в чине полковника (тогда как Денис был в ту пору только штабс-капитаном) Евграф Давыдов. С тех пор в Государственном Русском музее, где хранится шедевр, придерживаются именно этой версии.
Так кто же он — кузен известного поэта-партизана? Евграф родился в 1775 году в Тульской губернии в семье Владимира Семёновича Давыдова. В 1791-м поступил на военную службу — сначала в лейб-гвардии конный полк вахмистром, а оттуда в 1798 году был переведен в лейб-гвардии гусарский полк корнетом. Согласно формулярным спискам прохождения службы, помеченным 1814-м и 1818 годами, в 1803-м, на шестом году действительной службы от юнкерского звания, 28-летний Евграф Давыдов уже полковник. В качестве командира эскадрона он принимал участие в кампании 1805 года и, в частности, в ее решающем сражении при Аустерлице на территории Моравии. В «битве трех императоров» — французского Наполеона I и противостоящих ему русского Александра I и австрийского Франца II — союзные войска потерпели сокрушительное поражение, однако Евграф не посрамил честь фамилии и «хладнокровием своим доказал отличное мужество» (как отмечается в Русском биографическом словаре 1905 года издания). Затем он участвовал в кампании 1807-го, а в начале Отечественной войны 1812 года командовал полком, входившим в 1-ю Западную армию Барклая-де-Толли. Вскоре после того как Великая армия Наполеона форсировала Неман, в арьергардном бою у села Островно под Витебском Евграф был тяжело ранен картечью в левую руку.
В строй он вернулся уже после изгнания французов — весной 1813-го, во время заграничного похода русской армии. Сражался при Лютцене, где Наполеон заставил объединенную русско-прусскую армию отступить за Эльбу, и под Кульмом, когда русско-прусско-австрийские войска окружили французский корпус и заставили противника сложить оружие. За проявленное в этом сражении отличие 24 августа 1813 года Е. Давыдов был произведен в генерал-майоры и назначен шефом Лубенского гусарского полка. 16–19 октября того же года в грандиозной «битве народов» под Лейпцигом, в котором армия Наполеона потерпела решающее поражение от союзных войск России, Австрии, Пруссии и Швеции, Евграф Владимирович был ранен осколком гранаты в правую ногу и контужен взрывом ядра, остался в строю и в результате очередного взрыва лишился кисти правой руки и левой ноги по колено.
Александр I лично отметил гусара, пожаловав ему украшенную алмазами золотую шпагу с надписью «За храбрость», а также прикомандировал к нему специального врача для ухода и лечения и приказал выдать на оное пособие в шесть тысяч рублей и на дорогу к месту жительства десять тысяч. С 8 января 1814-го Е. Давыдов состоял на службе по кавалерии. Ему была назначена ежегодная пенсия — шесть тысяч рублей, а в 1818 году указом императора единовременно пожаловано пятьдесят тысяч. После 1814-го Евграф Владимирович жил в своем имении, расположенном в полуверсте от села Тютьково Венёвского уезда. Там он и скончался 18 сентября 1823 года.
«Я люблю кровавый бой,
Я рожден для службы царской!..»
Строками одного из самых известных стихотворений Дениса Давыдова с полным правом мог сказать о себе и его кузен Евграф Владимирович Давыдов, чей образ на века обессмертила гениальная кисть Ореста Кипренского.
Увидеть это полотно туляки могут по 18 сентября на выставке «Тула. Шедевры. Музеи России», которая открыта в Фонде искусств Тульского музейного объединения (ул. Ф. Энгельса, 64, строение 1).
Фото: из открытых источников