«Чешский Глинка»

«Он был гений!».
Ф. Лист

2 марта исполняется 200 лет со дня рождения чешского композитора, пианиста дирижера, педагога, пианиста, критика, музыкально-общественного деятеля, основоположника чешской национальной композиторской школы Бедржиха Сметаны.



Сметана первым из композиторов использовал в своих сочинениях чешские народные сюжеты и мотивы. Ему также принадлежит первая в истории опера, целиком написанная на чешском языке, — «Бранденбуржцы в Чехии». Многие музыковеды отмечают сходство роли Сметаны и Глинки в создании национальной музыкальной классики, недаром Сметану называют «чешским Глинкой». Творчество Сметаны оказало огромное влияние на чешских композиторов последующих поколений — Антонина Дворжака, Зденека Фибиха и др.
Творческая одаренность музыканта проявилась рано, уже в пять лет он принимает участие в исполнении гайдновских квартетов. С шести лет выступает публично как пианист и тогда же начинает сочинять музыку.
Подобно Шопену, запечатлевшему образ далекой родины в своих мазурках, Сметана пишет «Воспоминания о Чехии в форме полек» для фортепиано. Вслед за Листом Сметана использует сюжеты из европейской литературной классики — У. Шекспира («Ричард III»), Ф. Шиллера («Лагерь Валленштейна»), датского писателя А. Эленшлегера («Гакон Ярл»). В Гетеборге Сметана выступает как дирижер Общества классической музыки, пианист, занимается педагогической деятельностью.
Сметана стал создателем чешской классической оперы. Но за открытие театра, где певцы могли бы петь на родном языке, пришлось выдержать упорную борьбу. В 1862 г. по инициативе Сметаны был открыт Временный театр, где в течение многих лет он работал дирижером (1866-74 гг.) и ставил свои оперы.
Оперное творчество Сметаны исключительно разнообразно по тематике и жанрам. В первой опере — «Бранденбуржцы в Чехии»» (1863) — рассказывается о борьбе с немецкими завоевателями в XIII в. 
В 1866 году состоялась премьера «Бранденбуржцев», прошедшая с огромным успехом — автора многократно вызывали после каждого акта. Успех сопутствовал и следующим спектаклям (в течение одного только сезона «Бранденбуржцы» прошли четырнадцать раз!).

Вслед за историко-героической оперой Сметана пишет веселую комедию «Проданная невеста» (1866) — свое самое известное, пользующееся огромной популярностью произведение. Неистощимый юмор, жизнелюбие, песенно-танцевальный характер музыки выделяют ее даже среди комических опер второй половины XIX в. Следующая опера — «Далибор» (1868) — героическая трагедия, написанная на сюжет старинной легенды о рыцаре, заточенном в башню за сочувствие и покровительство восставшему народу, и его возлюбленной Миладе, которая погибает, пытаясь спасти Далибора.
По инициативе Сметаны был проведен всенародный сбор средств на постройку Национального театра, который в 1881 г. открылся премьерой его новой оперы «Либуше» (1872). Это эпопея о легендарной основательнице Праги Либуше, о чешском народе. Композитор назвал ее «торжественной картиной».
После «Либуше» Сметана пишет главным образом комические оперы: «Две вдовы», «Поцелуй», «Тайна». Будучи дирижером оперного театра, он пропагандирует не только чешскую, но и зарубежную музыку.
В одной из статей, написанной по поводу организованного им абонемента симфонических концертов (это явилось новшеством для пражан), Сметана утверждал: «В программы включаются шедевры музыкальной литературы, но особое внимание уделяется славянским композиторам. Почему до сих пор не исполнялись произведения русских, польских, южнославянских авторов? Даже редко встречались имена наших отечественных композиторов...». Слова Сметаны не расходились с делами: в 1865 году он дирижировал оркестровыми сочинениями Глинки, в 1866 году поставил во «Временном театре» «Ивана Сусанина», а в 1867 — «Руслана и Людмилу» (для чего пригласил в Прагу Балакирева), в 1878 — оперу Монюшко «Галька» и т. д.
Наивысшие достижения Сметаны связаны с областью оперы и программного симфонизма. Больше, чем симфония его привлекает программная симфоническая поэма. Высшее достижение Сметаны в оркестровой музыке — создававшийся в 1870-е гг. цикл симфонических поэм «Моя родина» — эпопея о чешской земле, ее народе, истории.
Тема родины воплощается и в камерной фортепианной музыке: «Чешские танцы» — собрание картинок народного быта, заключающее все многообразие танцевальных жанров Чехии (полька, скочна, фуриант, coyседка и т. п.).
Сочинение музыки у Сметаны всегда сочеталось с интенсивной и разносторонней общественной деятельностью — особенно в период жизни в Праге (1860-е — первая половина 1870-х гг.). Так, руководство хоровым обществом «Глагол Пражский» способствовало созданию множества произведений для хора (в том числе драматической поэмы о Яне Гусе «Три всадника»). Сметана входит в товарищество передовых деятелей чешской культуры «Умелецка беседа» и возглавляет его музыкальную секцию.
Композитор был одним из основателей Филармонического общества, способствовавшего музыкальному просвещению народа, знакомству с классикой и новинками отечественной музыки, а также чешской вокальной школы, в которой он сам занимался с певцами. Наконец, Сметана работает как музыкальный критик и продолжает выступления в качестве пианиста-виртуоза. Только тяжелая нервная болезнь и потеря слуха (1874) заставили композитора отказаться от работы в оперном театре и ограничили размах его общественной деятельности.
Однако он продолжает много сочинять (завершает цикл «Моя родина», пишет последние оперы). Как и раньше (еще в годы шведской эмиграции скорбь о смерти жены и дочери вылилась в фортепианное трио) свои личные переживания Сметана воплощает в камерно-инструментальных жанрах. Создается квартет «Из моей жизни» (1876) — рассказ о собственной судьбе, неотделимой от судьбы чешского искусства. Каждая часть квартета имеет программное пояснение автора. Полная надежд молодость, готовность «к бою в жизни», воспоминания о веселых днях, танцах и музыкальных импровизациях в салонах, поэтическое чувство первой любви и, наконец, «радость при взгляде на путь, пройденный в национальном искусстве». Но все заглушает монотонный высокий звук — словно зловещее предостережение…
Жизнь Сметаны — творческий подвиг. Он обладал неукротимой волей и упорством в достижении поставленной цели и наперекор всем житейским невзгодам сумел полностью осуществить свои замыслы. Своим творчеством, равно как и общественной деятельностью, он способствовал небывалому расцвету не только музыкальной, но шире — всей художественной культуры родины.

По материалам belcanto.ru и других информационных источников

Новости соседних регионов по теме:

Композитор, дирижер, пианист, джазмен и музыкальный педагог. Музыка стала для него судьбой и любовью всей жизни.
14:10 02.03.2024 Region15.Ru - Владикавказ
Величайшему композитору, пианисту и дирижеру, имя которого, наряду с именем Петра Ильича Чайковского, стало синонимом русской музыки, была посвящена лекция-концерт "Сергей Рахманинов,
13:40 01.03.2024 Colomna.Ru - Коломна
Музыка!.. Это волшебство и таинство, оказывающее самое сильное воздействие на человека… Так утверждали еще древние философы.
11:30 29.02.2024 Вяземская ЦБС - Вязьма
16 марта в 18:00 в Концертном зале им. Ю. Гуляева состоится открытие фестиваля имени Михаила Глинки, посвящённого 220-летию со дня рождения композитора.
09:40 29.02.2024 Департамент культуры - Тюмень
 
По теме
21 апреля, в Шаховском сельском Доме культуры, в рамках реализации федерального проекта «Пушкинская карта», проведена занимательная программа «Вместе мы – сила!», приуроченная к Международному дню солидарности молодежи.
23 апреля считают своим праздником не только писатели, но и библиотекари, издатели, редакторы, учителя, – все, чья профессия и жизнь связаны с книгой.
Камерное пение всегда дарит слушателям особенные эмоции. В небольшом и уютном зале вы получите такие впечатления, какие вряд ли вам подарит любое другое концертное пространство.
Свой юбилей в эту среду на сцене Тульской областной филармонии отметит Наталья Львова, художественный руководитель ансамбля скрипачей, артистка Тульского филармонического симфонического оркестра.
22 апреля на оперативном совещании под председательством Губернатора Алексея Дюмина обсудили ход подготовки к «Музейному лету в Туле – 2024», которое было анонсировано на Дне Тульской области на выставке-форуме «Россия».
В Тульском академическом театре драмы ставят «Обыкновенное чудо». О том насколько сложно воплощать на сцене любимое многими произведение в эфире телеканала «Россия 24» рассказала режиссер-постановщик Вера Анненкова.
Под Тулой в ДТП пострадали два водителя - Myslo.Ru Авария произошла накануне. 22 апреля в 8.05 на 11-м километре автодороги Тула — Новомосковск 39-летний водитель автомобиля Datsun on-DO, по предварительной информации, врезался в попутный Hyundai Creta.
Myslo.Ru
В Новомосковске маршрутка врезалась в столб - ИА Тульская пресса.Ru Фото: https://t.me/chpnmsk В Новомосковске «ГАЗель» влетела в столб В понедельник, 22 апреля, днем в Новомосковске на пересечении улиц Московской и Садовского в районе остановки «Детский мир» произошло ДТП.
ИА Тульская пресса.Ru
«Библионочь – 2024» 0+ - Межпоселенческая библиотека БИБЛИОНОЧЬ 2024 – интеллектуально-развлекательная программа «Союз семьи и мудрой книги» состоялась в Каменецкой сельской библиотеке.
Межпоселенческая библиотека
Библионочь «Будь как дома, путник» - Администрация г. Новомосковск В субботу в городской библиотеке им. Пушкина прошла библионочь, которая привлекла множество участников и ценителей литературы.
Администрация г. Новомосковск