Памятник несбывшемуся

чернопятов3.jpg
чернопятов6.jpg
чернопятов4.jpg
Памятник несбывшемуся
Фото: mktula.ru

В  мастерской народного художника России, скульптора Арнольда Чернопятова на  Красноармейском проспекте  царит характерный творческий беспорядок  — словно он недавно покинул её, чтобы вскоре вернуться к  оставленной  работе. Хотя в  последние годы Арнольд Иванович бывал здесь нечасто  — годы брали своё, ходить было уже тяжело.  Однако дома мастер творил, по  словам его сына и  соавтора ряда работ Павла, до  последних дней…

Мастерская на  первый взгляд кажется очень тесной. Лишь осмотревшись, понимаешь, что дело не  в  пространстве, а  в  его наполненности  — скульптуры, модели памятников, картины, фотографии, материалы и  инструменты занимают здесь буквально каждый сантиметр.

Вот почти у  самого входа  — загороженная случайными вещами  — станковая скульптура африканки, несущей на  закорках ребенка. В  работе видна крепкая рука мастера, а  между тем это дипломный проект выпускника Московского художественного института имени В. И. Сурикова. Ещё удивительнее то, что конкурс в  легендарную «Суриковку» Арнольд Чернопятов прошел, не  имея толком художественной подготовки…

После школы в  начале пятидесятых он поступил в  Тульский механический институт, где получил профессию горного инженера и  распределение на  шахту Подмосковного угольного бассейна. Отработал три года  — и  сорвался в  Москву учиться на  скульптора.

Такой поворот сюжета выглядит очень  неожиданным, но  на  самом деле к  творчеству Арнольд Иванович тяготел с  детства, хотя вся его художественная подготовка ограничивалась занятиями в  кружке Дома пионеров, в  то время как большинство абитуриентов Суриковского института были выпускниками училищ. Неудивительно, что с  первого раза задача оказалась непосильной, однако от  мечты он не  отступился и  через  год  — в  свои 27  — стал студентом мастерской народного художника СССР, скульптора-монументалиста Матвея Манизера…

По  окончании института Арнольд Чернопятов вернулся в  Тулу, как скажет в  одном из  интервью много лет спустя, «с  большой надеждой украсить родной город, что-то для  него сделать».

Но, конечно, он не  мог не  понимать и  того, что для  работы над  памятниками в  столице одних таланта и  мастерства недостаточно, нужно имя, связи… Их не  было.


Впрочем, не  было и  в  Туле. Сегодня в  регионе мы можем увидеть 41 монументальное произведение работы А. И. Чернопятова. Что вообще-то немало! Однако проектов было во  много раз больше.

— Отец был трудоголиком, практически всё время проводил в  мастерской,— рассказывает Павел Чернопятов.— И  работал он всегда очень быстро, не  терпел остановки. Много раз бывало так, что ему обещали заказать памятник, потом заказа не  случалось  — а  он уже сделал модель, оставалось только отлить в  бронзе и  установить. И  эти модели оставались в  мастерской.

В  мастерской Арнольда Ивановича есть «жилой уголок»  — небольшой топчан для  отдыха, стол, за  которым можно было  бы перекусить… Но  и  здесь повсюду глина и  скульптуры.

Иногда он и  впрямь работал столько, что даже ночевать домой не  успевал приходить. Например, когда в  девяностых делал хорошо знакомый тулякам, да  и  всем гостям города, памятник Никите Демидову возле современного Музея оружия, которого в  ту пору не  было и  в  проекте. По  другую сторону улицы Демидовской ещё действовал станколитейный завод, в  одном из  корпусов которого и  шла работа над  бронзовым образом основателя династии промышленников. Сроки сдачи заказа были очень жесткими  — монумент закончили месяца за  четыре. Всё это время 65-летний мастер жил своим творением не  только в  художественном, но  и  в  буквальном смысле слова  — оборудовал себе спальное место прямо в  цехе, чтобы не  тратить времени на  дорогу.

Скульптура была его страстью. Тратить силы на  общение с  нужными людьми, продвижение своего имени, борьбу за  заказы, которые  — такова специфика работы монументалистов  — по  большей части оплачиваются бюджетами, не  мог или  не  хотел.

В  общем-то поэтому многие замыслы теперь можно увидеть только в  мастерской и  совсем не  в  том масштабе, в  каком хотел  бы показать их автор.

Например, памятник погибшим участникам войны в  Афганистане. С  идеей установить такой монумент к  Арнольду Чернопятову в  конце восьмидесятых обратились ветераны боевых действий из  Ефремова, и  он сразу, в  своей манере ничего не  откладывать в  долгий ящик, сделал гипсовую модель: на  фоне скал  — фигура воина с  разорванным парашютом над  головой, с  обратной стороны  — плачущая женщина и  улетающие птицы. Трагичный, запоминающийся образ. Увы, эпоха закончилась раньше, чем изготовление памятника началось.

Похожая история случилась с  обелиском городу-герою Туле, памятником Левше, ротондой на  Крестовоздвиженской площади, для  которой скульптор успел изготовить гипсовые барельефы с  изображениями связанных с  тульским краем святых и  прочая, и  прочая… Их  — не  случившихся  — было много.


И  даже при  этом краткое описание памятников, рельефов, мемориальных досок авторства А. Чернопятова, установленных в  Тульской области и  за  её пределами, занимает несколько страниц. Большинство из  них стали такой привычной и  неотъемлемой частью нашего края, что не  многие с  ходу назовут имя автора: памятник бойцам кавалерийского корпуса генерала Белова, памятник А. Т. Болотову в  парке Богородицкого дворца-музея, стела-карта  «Куликовская битва» на  Куликовом поле, памятник-надгробие командиру крейсера «Варяг» В. Ф. Рудневу в  селе Савино, памятник-стела изобретателю трёхлинейной винтовки С. И. Мосину, памятник «Жертвам чернобыльской катастрофы», бюсты Петра I и  знаменитых тульских оружейников на  территории Музея оружия…

В  2016 году к  85-летию мастера в  Туле прошла его персональная выставка. Помимо скульптуры, публика увидела около  сотни живописных работ, однако и  их гораздо больше. Писать картины Арнольд Иванович начал ещё в  студенческие годы и, судя по  количеству холстов, стоящих штабелями под  потолком мастерской, с  этим увлечением не  расставался много лет. Увидеть их, кроме тех, что хранятся в  Тульском музее изобразительных искусств, невозможно  — банально негде показать.

Пока творческое наследие Арнольда Чернопятова остается в  его квартире и  той самой мастерской, где он проработал сорок лет. И  она сама сейчас являет собой памятник скульптору  — его дару, трудолюбию и  несбывшемуся монументальному искусству.

Кстати, эти мастерские в  доме №  16 на  Красноармейском проспекте и  появились в  семидесятые годы в  распоряжении Тульского отделения Союза художников при  непосредственном участии А. И. Чернопятова  — хлопотать ради общего дела у  него вполне получалось. Работы находятся в, мягко говоря, не  лучших условиях, но  пока есть хотя  бы такие: согласно уставу организации, помещение необходимо освободить в  течение нескольких месяцев после ухода из  жизни мастера.

Резонные вопросы: где хранить скульптуры и  картины, как сделать их доступными публике  — повисли в  воздухе. А  ведь с  ними столкнулась не  только семья А. И. Чернопятова…

Предложение создать в  Туле, гордо носящей с  недавних пор звание третьей музейной столицы России, музей художников, живших и  работавших на  малой родине, пока не  встретило понимания у  властей предержащих. И  с  их стороны никаких инициатив тоже не  слышно.

Такая удивительная история: художник народный (кстати, единственный из  туляков удостоенный этого звания), а  проблема сохранения его наследия оказалась, по  сути, частной и  никому более не  интересной. Арнольд Иванович, отдававший всё время любимому и  единственному делу своей жизни, навести порядок в  собственных делах так и  не  успел…


Фото:  автора и из архива «Молодого коммунара».

Новости соседних регионов по теме:

  Вчера, 2 августа Ростовская региональная общественная организация «Творческое объединение художников «Лик» совместно с городским художественным музеем открыла выставку,
01:07 04.08.2024 V-Pravda.Ru - Волгодонск
Фото Вологодская областная картинная галерея В пятницу, 2 августа, в Музейно-творческом центре народного художника России Владимира Корбакова Вологодской областной картинной галереи открылась выставка монументального
13:01 03.08.2024 Вологда-поиск - Вологда
 
По теме
фото - Алексинская ЦБС Библиотека – это дом книг. А познакомиться с ним можно, совершив экскурсию в библиотеку.
Алексинская ЦБС