Более полусотни уникальных экспонатов, выпол ненных тульскими мастерами XVIII–XXI веков, представлено на выставке «Шедевры тульского оружейного искусства».
Алебарда для защиты Петра III
Выставка открылась в начале августа в Тульском государственном музее оружия. Это совместный проект ТГМО и музеев Московского Кремля, в котором также принял участие творческий союз «Гильдия мастеров-оружейников».
Легендарная тульская школа декорирования оружия зародилась на рубеже
XVI–XVII веков и развивалась на протяжении более трехсот лет. Этот сложный, при этом удивительно органичный сплав западных и русских традиций и технологий стал самостоятельным явлением. Лучшие работы тульских мастеров-оружейников считаются настоящими произведениями искусства и хранятся в известных музеях России и других стран.
Выставка «Шедевры тульского оружейного искусства» представляет эталонные образцы тульского оружия разных эпох: дуэльные пистолеты, спортивные и охотничьи ружья, авторское холодное оружие и миниатюрные действующие модели револьверов и винтовок... Экспозиция небольшая, но информативная, и каждый демонстрирующийся на ней предмет — раритет.
Например, парадная алебарда (1761 г.). Точно такая же хранится в Эрмитаже. Исследователи считают, что, вероятнее всего, эти алебарды изготовили в Туле по высочайшему заказу специально для телохранителей Петра III. Изысканный орнамент, украшающий наконечник алебарды, похож на декор металлических деталей тульских охотничьих ружей этой эпохи.
Ружьё- перевёртыш
В отдельной витрине представлены ударно-кремнёвые ружья и штуцер середины XVIII века. Искры для воспламенения порохового заряда в таком оружии получаются в результате удара кремня по кресалу — передовая по тем временам технология. Еще более прогрессивная конструкция — двуствольное перевёртное ружье. У оружия той эпохи был серьезный недостаток — оно долго заряжалось. Иногда на охоту приходилось брать несколько заряженных ружей и стрелять из них по очереди. В 1640-х годах во Франции изобрели систему вендерных, или, как их стали называть в России, перевёртных ружей и пистолетов. Два ствола располагали вертикально, один над другим. Сначала стреляли из одного, а потом ствольный блок переворачивали на 180 градусов — и снова стреляли...
В соседней витрине — пожалуй, самый необычный экспонат выставки: пистолет-чернильница на ножках. Это не оружие в привычном смысле слова, а настольное украшение с секретным запалом, благодаря которому пистолет может работать и как подсвечник, и как зажигалка. Рядом с этой курьезной вещицей размещены настоящие пистолеты — двуствольные.
А самое «царское» оружие в экспозиции — драгунская винтовка, специально изготовленная в подарок императрице Марии Фёдоровне (супруге Александра III) по случаю ее визита на Тульский оружейный завод в 1887 году. В основе декора — орнамент с изображениями голубя и сердца. Автор — известный тульский мастер
М. И. Степанов. Драгунская винтовка участвовала во Всемирной выставке в Париже в 1900 году и получила Гран-при. Это экспонат из фондов Тульского музея оружия, а всего в его коллекции — двенадцать «царских» ружей, сделанных в честь посещения представителями династии Романовых Императорского Тульского оружейного завода в XVIII — начале ХХ века.
«Шип», «Узел» и «Белёвский нож»
В первой половине XX века тульское оружейное искусство переживало период упадка, оно вновь стало развиваться только в послевоенные годы. На выставке можно увидеть охотничьи ружья, сделанные к памятным датам — юбилеям Октябрьской революции 1917 года, ВЛКСМ и Победы в Великой Отечественной войне, в качестве подарка партийным деятелям. Они также изобретательно декорированы, только сюжеты совсем другие, соответствующие канонам соцреализма: например, растительный орнамент плюс комсомольский значок или кремлевская башня с салютом...
Один из разделов выставки посвящен миниатюрному оружию. Традиция создания действующих моделей, в точности повторяющих пропорции и конструкцию оригинальных прототипов, в Туле зародилась во второй половине XVIII века. Навыкам изготовления оружейных миниатюр обучали в Тульской оружейной школе, основанной в 1869 году, а затем в Школе оружейного мастерства, открывшейся в 1945-м. Сейчас мини-модели изготавливают мастера оружейной фирмы «Левша-Т», работающей в Туле с 1994 года. В экспозиции демонстрируются стреляющие миниатюрными патронами ружья и пистолеты, изготовленные в конце XIX — начале XXI века.
Завершает экспозицию раздел холодного оружия, в котором представлены работы Гильдии мастеров-оружейников, объединившей авторов из России, Белоруссии и Абхазии. Большая часть работ выполнена не одним мастером, а группой авторов. Кто-то делает клинок, кто-то работает со слоновой костью, кто-то с деревом...
Стилистика работ и композиций — самая разная: от предельно реалистичных изображений до авангарда. На выставке можно увидеть сложную, насыщенную множеством деталей скульптурную композицию А. Борзова «Защитник Родины» — и лаконичные произведения А. Курбатова «Шип», «Узел» и «Крис», остроумный «Белёвский нож», режущий белёвскую пастилу (Л. Алдохин и А. Бочаров) — и загадочного «Анубиса» В. Коптева...
Когда говорят о тульских оружейниках, чаще всего имеют в виду смелость инженерной мысли и конструкторскую изобретательность. Художественный талант — не менее важное качество представителей тульской оружейной школы. В разные эпохи наши мастера, безупречно владевшие сложными техниками работы с металлом, деревом, слоновой костью, камнем, создавали и продолжают создавать шедевры.
Фото: Тульский государственный музей оружия