14 декабря в Тульском академическом театре драмы состоится юбилейный вечер народной артистки России Натальи Савченко и премьера спектакля «Вальс в облаках», в котором Наталья Петровна сыграет главную роль.
Женские судьбы— Для человека любой другой профессии юбилей — повод встретиться с близкими и коллегами. А можно вообще его не отмечать — если хочется побыть одному и не привлекать к себе внимания. Для артиста празднование юбилея на сцене — часть работы?
— Мне тоже иногда хочется побыть одной и не привлекать внимания. Но в своей профессии я себе не принадлежу, я представляю Тульский академический театр драмы. Поэтому в частной жизни могу делать всё, что хочу. А здесь, если это необходимо для театра, а потом для меня, буду делать всё, что необходимо театру, а потом мне.
— Актер — профессия зависимая?
— Это не зависимость, а понимание своего места в огромном деле. Всё — на общее дело, я так себе говорю. Ну потому, что я люблю свой театр. И если моя маленькая капля в эту общую чашку попадет, буду рада.
— Пьесу для вашего бенефисного спектакля за два года до юбилея выбрал Дмитрий Краснов (художественный руководитель ТАТД Д. А. Краснов ушел из жизни в апреле 2023 г. — И. С. ) ?
— Спектакль по той пьесе — «Убей меня, голубчик» А. Несина — в прошлом сезоне поставил Вениамин Найман, я в ней играю, она вошла в основной репертуар. Театр предложил мне это сделать в память о Дмитрии Алексеевиче. Я согласилась, только попросила отложить премьеру на полгода. Это комедия, но мы с Вениамином Марковичем немного поменяли жанр и из комедии сделали мелодраму.
А пьесу «Вальс в облаках» для меня выбрал театр. Я посмотрела — и согласилась. Чем она показалась интересной? Женской судьбой. Они же разные бывают — у Шекспира одни женские судьбы, у Радзинского — другие. А бывают тихие женские судьбы, но с внутренней историей. В этой пьесе — именно такая. Поскольку сейчас над ней работаю, много об этом думаю. За каждой женской судьбой стоит большая история, только женщина об этом не хочет говорить. Но это ее жизнь, она сама ее выбрала. И я хочу, чтобы зрительницы в зале смотрели спектакль и думали: «О, это и про меня».
Да, это тихая пьеса, не салютная, не бенефисная, не то, что все артистки хотят играть. Но я очень надеюсь, что она кого-то тронет...
Всё началось с «Корсиканки»— В продолжение темы женских судеб. Большое впечатление произвела ваша роль в спектакле «Толстого нет». Софья Андреевна, жена всемирно признанного гения... Трудно играть женщину, о личной жизни которой столько написано?
— Мы договорились с Дмитрием Алексеевичем, что на каком-то этапе над нами всё это довлеть не будет. Мы будем просто заниматься историей, но учитывать реальные события, описанные в письмах и дневниках. Например, если у моей героини начинается истерика, помнить, что Софья Андреевна однажды пыталась вскрыть вены, понимать, в каком состоянии была ее нервная система... В пьесе есть такие слова: «Он так и останется светочем мира, а мы, его родные, будем оплеваны и оклеветаны». Так и получилось. Еще фрагмент. «Вы понимаете, я ему родила 13 детей. Господи, 13 детей! А сколько еще те крестьянки в деревнях, которых он потом в школах учил!» Конечно, я боялась, как отреагируют сотрудники «Ясной Поляны». Впервые мы говорили об этом так откровенно — в Туле, где Ясная Поляна и памятник Толстому. Но — обошлось. Никто не обиделся, никто не возмущался. Возможно, потому, что зрители поняли: главное в этом спектакле — то, что она его любила. Там есть и такой текст, в финале: «Почему мы стали чужими людьми? Может быть потому, что ты разлюбил меня? А во мне столько любви...»
— Еще одна женская судьба — Элионор в спектакле «Аквитанская львица». Его ставил Дмитрий Краснов и он же играл короля Англии Генри II.
— «Аквитанская львица» входит в список спектаклей, которые были этапными в моей судьбе. Я очень люблю постановки с абсолютным попаданием распределения ролей: в них, кроме самих ролей, начинают играть индивидуальности, которые обогащают своих персонажей. В этом спектакле было идеальное распределение, все на своих местах, и мне очень нравилась эта команда. И партнерство, конечно. Дмитрий Алексеевич был прекрасным партнером. Редчайший случай: он на сцене подавал не себя, а партнершу — и при этом выигрывал сам... И этого сейчас очень не хватает. Такого партнера судьба дарит раз в жизни. Причем в ролях, где просто необходим партнер, иначе их не сыграешь, так как должна возникнуть история, а она не будет без энергетики, возникающей только во взаимодействии. Это сложная штука, и когда это совпадает, тогда удовольствие и на сцене, и в зале.
— Такое было в спектакле «Земля Эльзы», где вы с Дмитрием Красновым играли главные роли?
— Да. До сих пор зрители пишут: «Так хотелось бы посмотреть «Землю Эльзы»! Я понимаю, они хотят не в записи, а на сцене, вживую, но живого спектакля уже не будет. Никаких вводов быть не может. Я сразу сказала: «Всё, это я больше не играю». Незаменимые — есть...
Спектакли режиссера Вадима Кондратьева «Ромашка без лепестков», «А дождь всё льет и льет» — всё это этапы, с них началась моя сознательная история женских судеб. И конечно, «Корсиканка». Со всеми своими ролями я прощалась, как с родными, когда спектакль уходил из репертуара, а с этой — нет. Потому что «Корсиканка» была началом — зачем с ней прощаться?
— Многие актрисы переживают переход в другую возрастную категорию, а вы в своих интервью не раз говорили, что спокойно к этому относитесь. Почему?
— Я не скрываю свой возраст. Более того, мне нравится мое лицо сейчас, мне нравятся мои морщины. Я смотрю в зеркало — хорошее лицо. Да, немолодое. Ну и что? Мне нравится смотреть, как я старею. Нет, никаких манипуляций, никакой пластики. А потом, я еще поиграть хочу, в кино посниматься — а кому я буду нужна с наколотыми губами? В настоящее время предложений сняться в кино или сериале нет, но для меня это точно не трагедия: я счастлива в театре.
— Ваша профессия — это постоянные эмоциональные и физические нагрузки. Как отдыхаете?
— Сил на активное восстановление нет. У меня тихий отдых, незаметный. Главное — чтобы меня никто не трогал. День на третий могу выйти на кухню, потому что когда у тебя нет сил, готовить нельзя — всё испортишь. Когда немного отдохну, могу что-нибудь включить и посмотреть. Но не «Левиафан» или «Как я провел этим летом». Не люблю чернуху. Некоторое время назад поняла, что я, несмотря на то, что работаю на нервных струнах, — человек позитивный, светлый.
Что касается чтения. Когда я уставшая, Достоевского не люблю. Если устала или мне плохо — ищу поддержки. Когда у меня умерла мама, я прочитала все куртуазные романы. Понимала, что это та еще литература, но таким образом я лечилась от боли. Кафкой от боли не вылечишься. Интересный факт: эти романы, ну вот ту же «Анжелику» — то есть то, что называют «макулатурной» литературой, почему-то читает весь мир. Значит, в них есть какая-то энергетика, которая в определенные моменты жизни людей исцеляет.
— Если в минуты отдыха не смотрите кино, не читаете, то...
— Слушаю музыку — Чайковского, Рахманинова. Мы, артисты, объелись хорошей литературой, нам бы теперь с музыкой разобраться. Для меня музыка — огромная глыба непознанного. Я начала серьезно музыку слушать, когда посмотрела открытый урок Ростороповича для виолончелистов. Он разбирал произведение, как мы разбираем пьесу или роль. И я поняла, что хочу следить за драматургией в музыке.
Но лучший отдых для меня — это все-таки тишина. У нас такие эмоциональные затраты! Тишина лечит...
Фото: из личного архива Н. Савченко